2018 / 19
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук вполне оправдана, так как играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи и позволяет:
- стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно
сказывается на исправлении речи детей.
- совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно
связанные с речью.
- развивать точность, чистоту, плавность, силу, саморегуляцию и
переключаемость.
- развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам
усвоение навыков письма.
– активно включать детей в работу.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
2019 / 20
Японская методика пальцевого массажа (методика Йосиро Цуцуми)
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.
Работа рук способствует:
- психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
Если дети волнуются и вертят в руках предметы во время речи, не следует их
выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для
самомассажа рук. Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Данные упражнения мы с ребятами выполняем когда готовимся к письму в рабочих тетрадях.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж я сопровождаю сопровождать веселыми чистоговорками на звуки и стишками.
• Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», пуговицами: их нужно
- вертеть в руках
- щелкать по ним пальцами
- «стрелять»
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
• Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями
- один орех прокатывать между пальцами
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
• Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном
положении, катать между ладонями.
Элементы Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. В работе с детьми дошкольного возраста воздействие на точки стоп осуществляю во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. (данные виды упражнений дети выполняют в группе).
Особенно важен массаж Су-Джок кольцом. Массаж пальцев массажером «кольцо» способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие.
Эту работу с детьми провожу перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, штриховкой, а так же в начале индивидуальных занятий по звукопроизношению, в течение 1 мин.
При использовании элементов массажа и самомассажа использую массаж пуговицами, шишками, прищепками.
2020 / 21
Аурикулотерапия:
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма.
Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на козелок, соответствующий проекции головного мозга. Данный вид массажа очень действен, так как при этом идет сигнал непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.
При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его выполняем в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности мне помогает небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Самомассаж ушных раковин
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
- Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
- При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
- Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
- Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
2020 / 21
Инновационная технология «Мультимедийный комплекс Logo PRO»
(мультимедийный интерактивный логопедический стол)
Главная цель комплекса заключается в коррекции и устранении дефектов речи. Установленные программы помогают сформировать у детей правильное речевое дыхание, произношение звуков, ударение, грамматический строй языка, увеличить словарный запас, ознакомить со всеми звуками, буквами, обучить чтению. Также оборудование успешно развивает артикуляцию, моторику рук, память, словесно-логическое мышление, коммуникативные способности.
Сам комплекс представлен в виде двух столов: один для логопеда, второй для ребенка. Первый оснащен монитором. Последний характеризуется сенсорным экраном, а также встроенной световой панелью и зеркалом.
Сенсорный экран имеет предустановленное специальное логопедическое программное обеспечение «АЛМА Дошкольное Образование» обеспечивающее развитие речи, памяти, внимания, логики, изучение цвета.
Программное обеспечение «АЛМА Дошкольное Образование» – это:
80 развивающих игр; 110 тестов; Рисование; Раскраска; Творческая мастерская; Конструктор тестов.
Система оснащена микрофоном, который потребуются при выполнении упражнений, связанных с дыхательной гимнастикой, развитием окраски голоса, звукопроизношения и дикции.
Дополнительно к играм, предусмотренным программой логостола, мы, логопеды, имеем еще возможность параллельно использовать в работе с детьми игры и различные презентации расположенные на других съемных носителях. Так как есть дополнительный USB разъем для подключения USB флеш-карты или съемного винчестера. Можно подключить интернет и использовать on/off line игры, с его помощью, по основным направлениям развития воспитанников.
Использование представленного в обзоре оборудования заменяет огромные объемы печатных изданий, пособий и методичек, делает занятия адаптированными под интересы ребенка.
Не менее полезная часть в интерактивном логостоле - световой песочный планшет для рисования песком, для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.
Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга (так как рисование происходит двумя руками). Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
Если же насыпать песка больше, то можно использовать как мини песочницу, в которой можно искать разные мелкие фигуры, выполнять мини постройки.
Элементарные на первый взгляд задания такие как:
• скользить ладонями по поверхности песка,
• создать отпечатками ладоней, кулачков,
• "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно,
• "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера,
• сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка,
позволяют решить актуальные проблемы у ребенка:
• развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
• развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
• развитие речи и подготовка руки к письму;
• коррекция нарушений внимания и поведения;
• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
• развитие психических процессов;
• развитие двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
2021 / 22
Кинезиологические упражнения.
Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
- Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности
- Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
2022 / 23
Тренажер «BALAMETRICS» в работе учителя-логопеда.
В своей работе применяю знания из смежных профессиональных областей, активно использую нейропсихологический метод, для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и предупреждать их появление. Нейромоторную коррекцию осуществляю на тренажере «Баламетрикс». Баламетрикс – это комплекс упражнений на специальной балансирующей доске, или тренажер для мозжечковой стимуляции. Вся информация, которая заходит в нас, проходит через мозжечок, этот орган координирует работу всего тела. Чем лучше развита у нас общая координация, ориентировка в пространстве, тем легче процесс обучения.
Работа на этом комплексе великолепно помогает развить и соединить вместе работу мозжечка, вестибулярного аппарата, зрительного, моторного, речевого, т.е. комплекс включает весь мозг в работу. При занятии на баламетриксе дозревают все отделы мозга, которые задержались в развитии.
Программа мозжечковой стимуляции «Balametrics» формирует схему тела, ориентацию в пространстве; межполушарное взаимодействие; чувство равновесия, ритма, времени; зрительное восприятие; зрительно-моторную координацию; скорость реакции, ловкость; переключаемость; все виды памяти; речь; навыки чтения, письма, математики; произвольное внимание; моторное планирование; эмоционально-волевую сферу.
Коррекционная программа, проводимая в рамках нашего дошкольного учреждения, состоит из 4 блоков:
1. Блок «тело».
2. Блок «сенсорные мешочки».
3. Блок «мячи».
4. Блок «доска обратной связи».
Последовательность выполнения блоков упражнений в программе соответствует порядку их перечисления.
Метод мозжечковой стимуляции используется наряду с другими традиционными методами и технологиями для повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий. Частота и последовательность занятий имеют решающее значение для максимального эффекта. Упражнения с использованием балансировочной доски включаются в каждое индивидуальное занятие с детьми с ТНР.
2023 / 24
Продолжаю использовать в логопедической работе с детьми технологию связанную с применением тренажера «Balametrics».
Цель технологии: коррекция речевых нарушений посредством формирования развития детей отдельных компонентов высших психических функций на тренажере «Balametrics».
Задачи технологии:
- развивать мелкую и крупную моторику, скорость реакции;
- развивать произвольное и слуховое внимание;
- развивать зрительно-пространственный гнозис;
- развивать все виды памяти;
- развивать умение координировать речь с движением.